kuzminamv


Медиатворчество

Мой настоящий блог - http://mediatvorchestvo.blogspot.com


Тележурнал о студии и кинослете 2006
kuzminamv
Тележурнал о студии и кинослете 2006

Прогулка по родному городу
kuzminamv
Прогулка по родному городу Кирову, фильм Алексея Кузьмина

Признание
kuzminamv
Признание

Однажды в школе
kuzminamv
Однажды в школе

Мы встречались с тобой на закате
kuzminamv
Мы встречались с тобой на закате

Море... Солнце... Романтика и... Стихи...
kuzminamv
Море... Солнце... Романтика и... Стихи...

Мама
kuzminamv
Большое видится на расстояньи

Научный журнал ``Новое образование. Журнал Центра современных образовательных технологий`` Выпуск 1
kuzminamv
http://novobr.org/

Конкурс детских медиаработ о жизни и проблемах подростков
kuzminamv
 Межрегиональная общественная организация «Детское медийное объединение «Бумеранг» совместно с Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в рамках проекта «Социальная адаптация детей средствами кино» проводят конкурс детских медиаработ о жизни и проблемах подростков.

Победители конкурса в возрасте 12-15 лет направляются 8-28 сентября 2011 года во Всероссийский детский центр «Орленок» (Краснодарский край) для участия в финале Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг».

Приглашаем ребят к участию в конкурсе! Подробная информация о мероприятиях на сайте форума «Бумеранг» www.forum-bumerang.ru .

Как не допустить «информационные цунами»?
kuzminamv
На портале ЮНПРЕСС прочла статью Сергея Борисовича Цымбаленко, которую хотелось бы привести здесь полностью для дальнейшего обсуждения.

Российское общество на пороге «информационного цунами»
Для начала – небольшой тест для взрослых. Если подростку 13-14 лет нужно купить плеер или найти заинтересовавшую его музыку, к кому он пойдет за помощью? Многие родители уже знают ответ на этот вопрос. Ребята даже более раннего возраста обратятся не к ним, а зайдут для этого в «свой мир», который ему любезно предоставляют mail, «вконтакте» или Facebook. Научная группа молодежного объединения «ЮНПРЕСС» обнаружила эту закономерность еще в конце 1990-х годов, исследуя каналы информации российских подростков [5]. Межличностная коммуникация, прежде всего среди сверстников, опередила средства массовой информации. Социальный опыт российские подростки усваивают преимущественно через общение с ровесниками, полученная таким образом информация вызывает у них большее доверие, чем сведения, предлагаемые взрослыми. Иначе говоря, в освоении жизненно важных знаний и навыков подростки склонны опираться на опыт своего поколения.
Это не страшно, если, при этом у детей и юношества есть возможность и других способов получения информации из компетентных, цивилизованных источников. Есть ли она у наших ребят? С начала 1990-х годов свертываются телевизионные и радио- программы, сокращаются ассортимент и тиражи печатных изданий, учитывающих информационные запросы подрастающего поколения. В сборнике материалов к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству 2007 г. приводились следующие данные. К концу 2006 года в общей структуре сеток 20-ти крупнейших общероссийских телеканалов доля детских программ составила 0,77%, преимущественно для дошкольной и младшей школьной аудитории, познавательных для всей аудитории независимо от возраста – лишь 5,6%. За последние годы положение существенно не улучшилось, а ухудшилось. Появились детские радиопрограммы и телеканалы, которые ограничены возрастом аудитории максимум девять лет, а их содержание носит не столько развивающий в увлекательной форме, сколько развлекательный характер.
Бездетная политика и мышление становятся нормой в СМИ и государственных структурах.
Проанализируем, кто получил государственную поддержку в сфере электронных СМИ в 2010 году. Среди телерадиопрограмм детские и подростковые составляют чуть больше 10%. Среди интернет-ресурсов всего 3 («Клепа», «Мурзилка», «Затеево») для малышей и два молодежных сайта. Подростковых и юношеских – ни одного. Наверное, анализ сумм, потраченных на взрослых и детей, показал бы еще большую дискриминацию этих ресурсов.
Данных за 2011 год пока нет, зато уже известно об отказах Экспертного совета при Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям РФ в поддержке подростковых и молодежных интернет-ресурсов. При этом ресурс nasledie-rus.ru, получивший государственную поддержку, имеет за последние 30 дней 2885 просмотров. У нас за этот же период – 10417 просмотров, но нам отказано в поддержке из-за малой посещаемости. И это несмотря на декларации Президента и Премьер-министра России о приоритете детства. Подрастающее поколение – более трети населения страны - формально равноправно с другими возрастными группами, но для россиян этого возраста полностью отсутствует информационная структура, включающая их в жизнь гражданского общества. Юные россияне оторваны от средств коммуникации, которые позволяли бы обществу слышать их, мнение подрастающего поколения не востребовано. Ребенка с раннего возраста вытесняют во взрослую информационную стихию, где действуют законы хаоса.
Отсутствие необходимой для социального и духовного роста информации в адрес подрастающего поколения, как отмечают Н. Постман [4] и другие эксперты, приводит к преждевременному взрослению, как это происходило в первобытном и древнем мире, в Средние века. Дети выбрасываются «в люди», лишаются своей территории. В результате приостанавливается развитие ребенка и нормальная социализация. Его самореализация начинает проходить по модели отчуждения и одичания, отмеченной в этнографических сообществах и замкнутых субкультурах. Ученый-этнограф Маргарет Мид, обосновывая необходимость новой цивилизации, основанной на диалоге детей и взрослых, приводит следующий пример. Взрослые племени кафров в Южной Африке относились к детям как к досадной помехе. Дети сплачивались в самозащите, организуя настоящую детскую республику со своими лазутчиками и стражей, тайным языком, республику, напоминающую уличные банды подростков в городах [3, с. 211].
В любых изолированных детских сообществах, независимо от исходной культуры и воспитания, в отсутствии взрослых как бы слетает налет цивилизации и взаимоотношения переходят на более низкий уровень, к «первобытной сущности». Культурологическое и психологическое описание этого явления сделал Уильям Голдинг в литературном произведении «Повелитель мух», отмеченном Нобелевской премией. Поначалу детей, оказавшихся на необитаемом острове без взрослых, "удерживала за руку цивилизация" от дурных поступков, "невидимый, но строгий витал запрет прежней жизни" [1, с.70]. Но постепенно законы самоорганизации и выживаемости превратились в жестокие законы «дикарей».
Подобные процессы потрясли советское общество в 1980-х годах. Они известны как «казанский феномен», когда лишенные защиты взрослых (родители, школа, милиция) от насилия сверстников подростки и молодежь криминализировались для самозащиты по «сетевым моделям» в маркетинге. Юные корреспонденты в те годы описали подобные группировки в Люберцах, Воркуте, Чебоксарах и в других регионах.
Самоадаптация и самоорганизация похожим образом происходит в условиях информационного хаоса, изоляции от старшего поколения в интернет-пространстве, где образовывается большое количество виртуальных подростковых и молодежных сообществ. Они легко могут легализоваться в реальные конфликтные группы, как это произошло в декабре 2010 года в Москве, когда в течение нескольких часов на улицу вышли сотни подростков.
Дело не только в опасности хаоса для социального порядка. Именно в детские годы накапливается масса информации, сведений, значимых во взрослой жизни. Нобелевские лауреаты, этологи Конрад Лоренц, Карл фон Вриш, Нико Тинберген выяснили огромное значение для развития личности ранних впечатлений. Младенческие, детские и подростковые впечатления определяют не только уровень впоследствии достигаемого интеллекта, но и эмоциональную сущность индивида, его ценностные критерии, причем строго стадийно и нередко необратимо [6, с. 127]. Если эти законы верны, российское общество, которое обрекает детей на информационный вакуум или хаос, на пороге информационной и культурной катастрофы. Они могут приобрести масштаб, сравнимый с самыми страшными стихийными бедствиями, которые мы наблюдаем в настоящее время - стать «информационными цунами».
Меры, которые могут изменить ситуацию, известны. В Государственной Думе Федерального Собрания РФ 1 июня 1999 года по материалам нашего исследования информационного пространства российских подростков состоялись слушания и были предложены рекомендации, в том числе:
- разработка и законодательное оформление государственных механизмов регулирования информационных потоков, адресованных детям и подросткам либо попадающим в зону их внимания;
- разработка государственной программы поддержки детских средств массовой информации за счет средств, выделяемых государственным бюджетом на поддержку социально-значимых проектов в области средств массовой информации;
- регулирование выпуска аудиовизуальной продукции в соответствии с лицензионными обязательствами, выпуск ее в удобное для детей и подростков время;
- регистрация новых теле- и радиоканалов только при обязательствах вещателей создавать и транслировать детские и подростковые программы, прежде всего, познавательной направленности (выполнение этих обязательств должно контролироваться надзорными органами наравне с другими требованиями лицензии на вещание);
- распределение государственных дотаций на печатные средства массовой информации из приоритета детских изданий, законодательное закрепление процентного соотношения в пользу последних (не менее 30%);
К 2007 году эти рекомендации пополнились следующими предложениями, которые содержатся в сборнике материалов к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству:
- наладить полноценное пополнение фондов библиотек, прежде всего, в учебных заведениях всех уровней, а также детских и юношеских библиотек;
- обеспечить книгоиздание для детей и юношества в масштабе всей страны так, чтобы качественные детские книги выходили тиражами с учетом реальной потребности и стали доступны всем российским семьям;
- создать специальные некоммерческие сети распространения информационной детской продукции при протекции государства, в том числе чрез библиотеки и школы, другие учебные заведения;
- усилить контроль со стороны государства за выполнением телеканалами и радиостанциями своих лицензионных обязательств, ввести жесткие санкции вплоть до приостановки и отзыва лицензии за занижение в сетках вещания времени, уделяемого на социально значимые программы, в том числе на программы для детей и юношества, культурно-просветительские, образовательные, научно-популярные;
- создать специализированные детские теле- и радиоканалы, способные в полной мере удовлетворять информационные потребности подрастающего поколения, обеспечивать его диалог с обществом.
На развитие диалога подрастающего поколения с обществом направлены сотни общественных инициатив. Даже кратковременная встреча с авторитетным взрослым – проводником Культуры может изменить жизнь молодого человека. Мы убедились в этом, когда в 2006 году по инициативе кинорежиссера Владимира Грамматикова и тогда продюсера детского вещания Первого телеканала Александра Школьника в регионах России и во Всероссийском детском центре «Орленок» началось сотрудничество деятелей кино, телевидения с детскими видеостудиями в рамках форума «Бумеранг». Даже недельное общение подростков с выдающимися кинооператорами Эдуардом Розовским и Александром Антипенко, режиссером-документалистом Сергеем Мирошниченко, телеведущими Екатериной Андреевой, Ларисой Кривцовой и Дмитрием Борисовым (Первый канал), Татьяной Ципляевой (ТВЦ), музыковедом Светланой Виноградовой, певицей Еленой Камбуровой, актером Авангардом Леонтьевым и другими деятелями культуры, меняет жизненные и культурные горизонты сотен подростков, приводит к их существенному творческому и психологическому росту. Это ресурсы, которые может расширить телевидение, другие СМИ и особенно интернет.
Десант в 2010 году в «Орленок» юных музыкантов – победителей международного конкурса «Щелкунчик» (телеканал «Культура») показал, что сверстники тоже могут быть проводниками в цивилизованное культурно-информационное пространство. Ребята, которые до этого не хотели слушать классическую музыку, стали скачивать ее из Интернета, в том числе на мобильные телефоны.
Дети и подростки проявляют инициативу в межпоколенческом диалоге, направляя послания обществу в виде своих газет, видеофильмов, интернет-ресурсов. С конца 1980-х годов это мощная и все нарастающая волна самиздата, несмотря на отсутствие экономических и правовых условий. Именно поэтому в 2000 году мы решили объединить эти усилия по созданию цивилизованного пространства силами юных журналистов с помощью интернет-портала ynpress.com. Это был первый молодежный портал. Сегодня он предоставляет в распоряжении подростков более сорока сайтов и разделов, которые позволяют размещать все виды информационной продукции. При должной государственной и общественной поддержке это могло бы стать «точкой опоры», способной переменить ситуацию в «бездетном» и хаотичном информационном пространстве.
Однако тем, кто определяет политику в средствах массовой информации не до этого. Саботаж со стороны среднего звена государственного аппарата тормозит позитивные процессы и общественные инициативы. Поэтому мы, взрослое сообщество России, всегда опаздываем, начинаем действовать, когда события приобретают чрезвычайный характер.
Кому выгодна информационная стихия? А. Камю заметил, что «культурная революция» в Китае середины 1960-х годов явилась своего рода бунтом «дедушек» (ортодоксов) против «отцов» руками «внуков» [2, c. 241]. Молодые хунвенбины выполнили роль «варваров» в разрушении культурных цивилизаций, затормозив развитие китайского общества. Молодежь пытаются использовать для подобных акций в самых разных регионах мира и в настоящее время. Однако исторический опыт показывает, что от этого не выигрывает никто, даже недальновидные политики, которые делают ставку на подобные социальные модели.
Неужели наше общество очнется только тогда, когда информационно-культурная катастрофа в России примет форму стихийного бедствия?
Цымбаленко Сергей Борисович, кандидат философских наук,
президент молодежного объединения ЮНПРЕСС
Телефоны: раб. 8 (495) 6060625, моб. 8-910-4098907
Использованная литература
1. Голдинг Уильям. Повелитель мух. - М.: Русская книга, 1994
2. Левада Ю.А. Заметки о проблеме поколений // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России – М., Новое литературное обозрение, 2005
3. Мид М. Культура и мир детства - М.: Наука, 1988.
4. Постман Нэйл. Исчезновение детства. 1988 Опубликовано на сайте neilpostman.ru. Пер. с англ. А.Т., 2006
5. Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. – М.: НИИ школьных технологий, 2010.
6. Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика. Родословная альтруизма – М.: Тайдекс Ко, 2003

?

Log in